Выберите ваш регион:
Российская Федерация

Министерство образования и науки российской федерации


федеральное агентство по делам молодежи



Версия для печати

     Главным препятствием для развития туризма в России в настоящее время является отсутствие    комплексного подхода к решению этой проблемы (в 90-е годы руководство сферой туризмы было  разведено по 14 ведомствам и во многом перешло в руки частного капитала). Количество молодых людей, знающих свою страну и имеющих навыки жизни в природной среде, сократилось на несколько порядков. Туризм как отрасль экономики России не занимает лидирующих позиций по сравнению с другими странами (так, в 2005 г. в России побывало 2.5 млн иностранных туристов, а во Франции – 80 млн). Опыт и технологии в области развития туризма (нормативные документы, подготовка туристских кадров, производство снаряжения, разработка туристских маршрутов, информационных баз данных и др.), накопленные за последние 80 лет, практически не востребованы.
      Между тем, к сфере молодежного туризма можно отнести множество направлений деятельности таких как: организация профильных лагерей, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, экстремальные виды деятельности в природной среде (спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг).
      Вся эта потенциально богатейшая сфера остается сегодня, по сути, бесхозной. Нет ни одного ведомства, которое занимается туризмом в комплексе, нет реальной поддержки молодежи  в ее стремлении узнать свою страну, нет стимулов для туристических занятий и нет системы молодежных льгот. Сейчас в стране проживает примерно 28 млн молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, туризмом занимается примерно 0.3 млн.
      На сегодня день в России, с ее разнообразнейшими природными богатствами, практически отсутствует инфраструктура молодежного туризма:
- нет туристских клубов, молодежных туристских комплексов и гостиниц;
- отсутствует система льготного проезда на различных видах транспорта для путешественников;
- нет оборудованных маршрутов экологического, оздоровительного, спортивного туризма; - нет высококлассных специалистов для работы в сфере активного туризма: гидов-проводников, инструкторов по различным видам туризма.
Поскольку в современной России здоровье, образование  и рост благосостояния граждан являются важнейшими государственными приоритетами – о чем свидетельствуют реализуемые ныне национальные проекты «Здоровье» и «Образование», а также нацеленность руководства страны на «десятилетия спокойной и стабильной жизни» (см. выступление Президента РФ Д.А. Медведева на Всероссийском гражданском форуме), – Росмолодежь активно поддерживает молодежный туризм.

Специалистами федерального агентства создан проект «Территория», который включает в себя программу развития сферы молодежного туризма в России. Развитие сферы  молодежного туризма решает несколько актуальных задач:

Для личности

1. Укрепление здоровья. Наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни.
2.   Возможность путешествовать. Этому будет способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта.
3. Качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности.
4. Повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством походов и путешествий.
5. Профессиональная ориентация. Занятия туризмом обладают большим утилитарным эффектом и высокой конвертируемостью. Конкретные навыки и умения ориентируют туриста по спектру полевых экспедиционных специальностей (геофизик, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности полевых воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений.
6. Специальное образование в сфере туристского бизнеса.

Для государства

1. Развитие туризма как важной отрасли экономики. Вложив средства в создание туристской инфраструктуры, через несколько лет государство начнет получать от нее немалые доходы, так как, почувствовав вкус странствий в молодые годы, человек будет путешествовать всю жизнь, проводя свой отпуск не на даче, а в поездках по стране и миру, вкладывая в путешествия свои деньги и принося, тем самым, доход государству.
2. Занятость населения. Для разветвленной системы турбизнеса потребуется много новых рабочих мест.

3. Повышение статуса страны на международном уровне. Высокопрофессиональная постановка туристского дела в стране, освоение новых для турбизнеса районов (Алтай, Дальний Восток, Западный Кавказ) привлечет поток туристов из-за рубежа и позволит повысить мировой туристический рейтинг России (в 2006 году Россия заняла далеко не почетное 68-е место из 124 имеющихся в рейтинге самых привлекательных стран для ведения туристического бизнеса).

4.Оздоровление населения страны, уменьшение наркомании и пьянства. Если молодой человек выбирает туризм, значит, он говорит «нет» наркотикам, алкоголю, пассивному образу жизни. Значит, у него будет здоровое потомство, в стране снизится смертность и увеличится продолжительность жизни людей.

5. Поколение граждан - патриотов России, которые знают и любят свою страну – спокойную и стабильную Россию.